Интервью с Зоей Новиковой, Умань, июнь 2017 года

В период с 12 по 16 июня 2017 года мы вместе с детьми из Славутской ДЮСШ приняли участие в чемпионате Украины для мини-миникадетов, проходившем в Умани. На самой первой тренировке были приятно удивлены, увидев в зале Зою Новикову – профессиональную теннисистку,  третью ракетку украинского рейтинга, серебряную призерку прошлогоднего чемпионата Украины. В данный момент она проживает и тренируется в Днепре.

На сайте «Наш теннис» уже были публикации про Зою, которая периодически выступает на крупных украинских турнирах. Есть также статья об ее участии в Кубке ETTU в составе турецкого клуба Tigem SC Ankara. См. материалы:

Зоя – открытый, контактный человек, которая сразу согласилась дать еще одно интервью для сайта «Наш теннис». Ей как спортсмену, имеющему огромный опыт в настольном теннисе, было чем поделиться в беседе со мной. Разговор шел, в основном, о проблемах подготовки юных теннисистов, хотя было и несколько личных вопросов.

Интервью с Зоей Новиковой

  1. Зоя, добрый день! Честно говоря, не ожидали вас увидеть на детском чемпионате. Вижу, что вы приехали в составе большой делегации от Днепра. Значит ли это, что вы приехали сюда как тренер детской команды и будете оказывать помощь юным теннисистам?

Я приехала сюда со Стасом Бондаревым – тренером детской школы по настольному теннису. Он привез сюда большую команду от Днепра – 4 девочки и 2 мальчика. Конечно, мы хотим, чтобы наши дети выступили очень успешно. Я оказываю помощь и как тренер, и как спарринг-партнер и даже выступаю как психолог и повар, помогая готовить им еду. Но самое главное – я привезла сюда свою дочь Иру Братченко, которая примет участие в чемпионате.

  1. Как вам общее впечатление от чемпионата Украины на уровне мини-миникадетов? Какие вы находите отличия от того, что наблюдали в России на соревнованиях подобного уровня?

Могу сказать, что отличия довольно заметные. Общий уровень первенства как бы отстает от российского. Самое главное отличие – техническая оснащенность. Я привыкла видеть в зале все высшего уровня – пол, покрытие, достаточное количество бортиков. Здесь такого нет. Кроме того, тесновато. Для зрителей мало места, нет специальных трибун, и тут возникает второй вопрос – тренеры, родители постоянно вмешиваются в ход поединков, не дают нормально работать судьям, перемещаются по залу, как им заблагорассудится.  На российских турнирах дисциплина построже.

Вообще на Украине детские школы, на мой взгляд, оснащены слабовато. Все уже изношено, устарело. Даже чемпионат Украины высшего уровня, в котором я приняла участие, оказался недоигранным из-за плохого освещения. Нужно строить все новое, проводить переоснащение. Но уже есть и позитивные примеры. Один из них – зал в Чернигове, где я недавно была на соревнованиях. Это современный, комфортный зал, который действительно соответствует высокому уровню. Знаю, что Виктор Дидух тоже хочет построить новый спортивный комплекс для занятий настольным теннисом во Львовской области.

  1. Расскажите немного о вашем становлении в настольном теннисе.

Я начала заниматься в 13 лет. В настольный теннис я пришла с достаточной мотивацией овладеть секретами этой игры, добиться высоких результатов. С этими мыслями я и ходила на тренировку. То есть у меня не было того кризисного периода, когда ребенок, привлеченный в секцию в 9-10 лет, к 12 теряет интерес к занятиям. Первый значительный успех мой как теннисиста пришел ко мне на крупном турнире в Рыбинске в 15 лет. В 16 лет я боролась за призовые места на юношеском чемпионате России. Затем пошли успехи, я стала чемпионкой России по юниорам, была приглашена в национальную сборную. Как вы видите, все достижения ко мне пришли в уже достаточно взрослом возрасте. Такого, как сейчас, когда юный спортсмен становится чемпионом страны в 10 лет, раньше не было.

  1. Уже известны случаи, когда детей отдают на тренировки в 5-6 лет. Как вы относитесь к тому, что настольный теннис «помолодел»?

Честно говоря, я не очень одобряю такой сценарий. Хотя понимаю, что без раннего развития невозможны крупные успехи в будущем. Это если говорить про становление спортсмена, который мечтает стать чемпионом страны, Европы. Но вряд ли кто из маленьких детей задумывается об этом. Карьеру им строят родители, не спрашивая об этом. Но потом могут возникнуть проблемы с мотивацией.

  1. Во сколько лет начала заниматься ваша дочь? Планируете ли вы ее довести до высокого уровня?

Моя дочь Ирина начала заниматься в 9 лет. И поначалу все шло очень хорошо. Она с удовольствием играла в теннис, начала делать неплохие успехи. Но потом возникло некое охлаждение, появились другие интересы, и тренировки пошли с малой пользой. Почему-то ей стал нравиться бадминтон. Пришлось ей уступить  и перенаправить ее в этот вид спорта. Но после небольшого перерыва, она сама вернулась в настольный теннис и продолжает теперь  старательно заниматься, хотя, конечно, неизвестно, какие интересы у нее могут еще появиться. Мне как опытной теннисистке, конечно, хотелось бы, чтобы она повторила мою карьеру, ведь настольный теннис становится все более перспективным (особенно по сравнению с другими видами спорта), здесь уже можно неплохо заработать, имея высокий уровень мастерства.

  1.  Вы защитница в настольном теннисе. Но я вижу в зале, что вы ее тренируете как нападающую. Значит ли это, что вы разочаровались в своем стиле игры?

Дело не в этом. Я вижу, что по характеру моя дочь не подходит для защиты, где нужно быть очень хладнокровным человеком, с высокой концентрацией внимания. Ира – более импульсивная, эмоциональная. Кроме того, она лидер, спортсмен наступательного плана.

У меня стиль защиты стал более сочетаться с нападением. Я и сама могу эффективно атаковать, и сейчас это, как показывает практика выступлений украинских защитниц Биленко и Гапоновой, приносит успех на международных соревнованиях. Думаю, что такой теннисист менее предсказуем за столом, и поэтому возможностей победить у него больше.

  1. Какие у вас сейчас успехи в настольном теннисе?

Сезон 2016-2017 для меня прошел очень успешно. Выступая за турецкий клуб Tigem SC Ankara я стала серебряной призеркой чемпионата Турции, также заняла второе место в их Кубке. И самое главное – мы стали серебряными призерами в Евролиге! На следующий год мы планируем добиться первого места, а значит, попасть в европейскую лигу чемпионов.

  1. Вы говорили о том, что можно сейчас неплохо заработать в настольном теннисе. Можно ли сказать, что турецкий клуб, за который вы выступаете, дает вам хороший заработок?

Я имела в виду, что сейчас в той же Европе можно хорошо заработать, как игрок и как тренер. Хорошие специалисты, профессионалы очень ценятся. Турецкий клуб для меня – это тоже  средство для очень приличного заработка. Я с ним подписала долгосрочный контракт, который позволяет чувствовать себя финансово независимой. Отдельно оплачивается также поездки на игры, форма, питание, проживание во время матчей с участием этого клуба.

Не только этот клуб проводит подобную политику по отношению к своим игрокам-легионерам. Очень востребованы спортсмены и специалисты по настольному теннису (и я это почувствовала на своем личном опыте) в Чехии, Португалии, Турции, Кипре. Здесь готовы платить хорошему тренеру и теннисисту. Еще более лучший вариант: совмещать эти две специальности – быть не только игроком, но и тренером, который может организовать продуктивный тренировочный процесс, личным примером показать, как надо играть. Хотя и просто игрок высокого уровня мастерства сможет здесь отлично заработать

Нетрудно сейчас попасть на подобную работу в Арабские Эмираты. Здесь очень хорошо платят, но, повторяю, нужно, чтобы у вас было имя, уровень игры, который можно было бы продемонстрировать. На такие же формальности, как показатель национального рейтинга, обращают внимания очень мало.

Неплохие возможности сейчас для заработка спаррингами. Например, в Питере, где я жила, за 1 час спарринга можно было заработать от 30 до 50 долларов (в Москве – до 100 долларов). И опять же такие деньги платят не всем, а только действительно профессионалам. То есть человек, желающий построить себе карьеру по такому пути, должен иметь высокую квалификацию, отличный уровень игры. Для тренера – стаж работы в разных спортивных заведениях, иметь воспитанников, в которых он вложил свой труд. То есть учитываются не бумажные показатели, а – реальные.

  1. Вопросов, конечно, еще много, но задам завершающий на сегодня, так как нам с вами обоим уже нужно готовиться на тренировку и на следующий этап соревнований мини-миникадетов. 🙂 Вопрос традиционный: какие у вас планы на будущее?

Мои планы более-менее понятны, и я тут о них немного уже рассказала. Я продолжаю тренироваться, провожу ежедневные тренировки. Моя задача – усилить свои позиции в клубе Tigem SC Ankara, стать там лидером. Вместе с этим клубом планирую в будущем стать чемпионом Европы. Сейчас ищем для клуба еще одну теннисистку, вместо убывшей. Нужна хорошая девушка, уровня не ниже моего, чтобы продолжать участвовать в еврокубках.

На ближайшие перспективы планы таковы: в начале июля поехать к Виктору Дидуху, в Буск, в его академию. Мы здесь были уже раньше, и нам очень понравилось.

Спасибо, Зоя, за интересные ответы. Успехов вам и Стасу Бондареву в настольном теннисе и в работе с детьми! 🙂 Тренировка Ирины и Зои Новиковой

Интервью с Зоей Новиковой, Умань, июнь 2017 года: 1 комментарий

  1. Соловей Виталий

    Зоя мастер высочайшего уровня,не раз был свидетелем её игр с соперницами высочайшего уровня,её техника вызывает восхищение,наблюдать за ней во время игры,одно удовольствие.Желаю Зое побед и достижения её целей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.