Реакция – это общее название психофизиологической способности человека производить действия в ответ на какой-нибудь раздражитель. В настольном теннисе особенно важной является реакция на зрительный сигнал. Спортсмен должен увидеть момент удара мяча и отреагировать на него наиболее эффективным образом.
Понятно, что увеличить скорость реакции до абсолютного значения нельзя. У человека имеется определенный порог, выше которого он не в состоянии действовать, какой бы тренированный он ни был. Говоря об увеличении скорости реакции, имеют в виду, что теннисист может максимально подойти к этому порогу, тем более, что у каждого индивидуума он несколько отличается. У тренированных людей скорость реакции практически достигается наивысшего возможного значения, тогда как у нетренированного его потенциал остается нераскрытым до конца.
Упражнения для увеличения скорости зрительной реакции для теннисиста:
1. Наиболее известное упражнение! Тренер и ученик стоят лицом друг к другу. Тренер держит теннисный шарик в руке, обратив ладонь вниз. Ученик кладет свою ладонь сверху. Через некоторое время тренер отпускает шарик, и ученик должен его успеть поймать на лету. Высота нахождения ладони находится примерно на уровне 1,2 м. При необходимости это расстояние или уменьшается, или увеличивается.
2. Аналогичное упражнение, но с линейкой. Тренер пальцем прижимает линейку вертикально к стене. Ученик ставит свой палец рядом с линейкой (в любом месте) на расстоянии 1 см от нее. При этом до начала линейки должно оставаться 10-15 см. Тренер внезапно отпускает линейку, и ученик должен успеть ее прижать пальцем.
3. Упражнение с настольными лампами (реакция на свет). Нужно иметь две настольных лампы. Тренер включает одну из них, а ученик должен после этого выполнить какое-то простое действие на столе, например, переместить предмет. Упражнение можно разнообразить и усложнить. Например, поставить условие: при включении первой лампы ученик хлопает в ладоши, при включении второй лампы – перемещает предмет.
4. Демонстрация предметов. В ходе этого упражнения тренер показывает ученику подряд несколько предметов. Согласно условиям, ученик должен отреагировать на каждый из них определенным образом. Упражнение усложняется в случае, если перерыв между демонстрациями будет уменьшаться.
Для детей можно использовать и упражнения-игры:
1. Использование игры «чет-нечет». Задача испытуемого состоит в том, что он должен успеть среагировать на пальцы ведомого и показать комбинацию, отличную от его. Например, тот выкинул «чет», значит испытуемый выкидывает «нечет». То же самое можно делать и в игре «камень-ножницы-бумага». Тут, как и в предыдущей игре, фигуры на пальцах нужно показывать не одновременно, а по очереди.
2. «Убери руку», «Убери ногу». В первой игре участники сидят друг перед другом, положив руки перед собой. Первый старается внезапно хлопнуть сверху по руке второго. Второй должен успеть отдернуть руку. Во второй игре, участники становятся в круг (тут может участвовать от 3 до 8 детей). Задача первого успеть наступить на ногу следующего, а второй, отпрыгивая, успеть наступить на ногу третьего, и так далее по кругу.
Тренировка зрительной реакции в индивидуальном порядке:
Для этой тренировки необязательно иметь напарника или тренера. Спортсмен берет теннисный мяч и с силой кидает его в стенку, после чего ловит. Он сам регулирует скорость и направление мяча, назначая себе задание в виде количества безошибочно пойманных мячей. Мяч можно кидать прямо в стенку, а можно и в виде рикошета об пол или об другую стенку. Также такие мячи можно кидать друг другу. Как вариант, вместо мяча взять теннисный шарик и направлять его в стену ракеткой, отбивая, таким образом, нужное количество раз.
Тренировка зрительной реакции за теннисным столом:
Для такой тренировки обязательно нужен тренер или опытный спарринг-партнер.
1. Партнер накидывает мяч с разной скоростью, обучаемый должен отбить его, выполняя определенное задание. Например, провести ответный удар слета или, наоборот, отбить его в верхней точке.
2. Партнер каждый раз бьет по-разному (подрезка, накат или топ-спин). Обучаемый должен вовремя «разгадать» удар и направить его в определенную точку стола. Можно усложнить упражнение – например, все накаты отбивать только подрезкой, а подрезки – топ-спином.
3. Партнер пробивает каждый раз в другой угол стола, а обучаемый, наоборот, должен попадать только в то место, откуда тренеру удобно провести следующий удар.
4. Использование для тренировки шестиугольного мяча. Такой мяч, падая на стол по одной траектории, неожиданно может изменить направление и полететь в другом направлении.
При подготовке статьи использованы источники:
1.Байгулов Ю.П. Настольный теннис: Вчера, сегодня, завтра. – М.: физкультура и спорт, 2000.
2.Матыцин О.В. Многолетняя подготовка юных спортсменов в настольном теннисе.– М.: изд. «Теория и практика физической культуры», 2001.
3. Барчукова Г.В. Теория и методика настольного тенниса. Учебник для студентов высших учебных заведений / Г.В. Барчукова, В.М. Богушас, О.В, Матыцин; под ред. Г.В. Барчуковой – М.:Издатльский центр «Академия», 2006.
Уведомление: Что быстрее – футбольный мяч или теннисный шарик? | Наш теннис
Уведомление: Гранд-финал ВОЛНТ-2014. Миникадеты и кадеты | Наш теннис